Инструмент, который воевал
6 - 9 марта 2015 года состоялась очередная "Олдтаймер галерея Ильи Сорокина", - грандиозное шоу старинных автомобилей и предметов техники. Главная тема весенней выставки — 70-летний юбилей победы в Великой Отечественной войне, в честь которого впервые проводится военно-технический фестиваль «Моторы Победы», объединяющий музеи и клубы исторической реконструкции.
Компания "Дело Техники" участвавала в выставке с импровизированной полевой ремонтной мастерской.
Подобного рода передвижные ремонтные бригады служили на всех фронтах, обслуживали и возвращали в строй технику поврежденную в бою. Информации о подобного рода ПРМ очень скудна, но их заслуга в победе бесценна.
Ключевым экспонатом экспозиции стал токарный винторезный станок 1944 года. Подобного рода станок был одним из самых мобильных в своем классе, имея вес около 200 кг, поэтому мог применяться при ремонте техники в полевых условиях.
Также в импровизированной мастерской мы с помощью аутентичных экспонатов попытались смоделировать быт военной эпохи.
Для антуража и понимания, что могли ремонтировать в подобного рода ПРМ, разместили различные детали от автомобилей тех лет («полуторка», Газ-67, ГАЗ М-1 «Эмка»), интересный переносной генератор того времени, который также мог быть задействован в мобильной мастерской.
В инсталляции было размещено множество инструмента, который ранее использовался в мастерских - это всевозможные ключи, пассатижи, молотки, тиски, домкраты.
Заинтересованным посетителям стенда мы с радостью показывали, как работал, где применялся тот, или иной вид инструмента. Сейчас многое виды подобного инструмента уже не используются или вовсе забыты.
Нашей Компании особенно ценна и интересна тема, связанная с инструментом военного времени, и связано это увлечение в том числе с именем Ярослава Владимировича Зубкова.
Ярослав Владимирович - замечательный человек и автора первого в постперестроечные годы профессионального справочника-классификатора по ручному слесарному инструменту "Современный слесарный инструмент". Долгое время он собирал материалы относительно истории инструментальной промышленности в годы Великой Отечественной Войны. К сожалению, он так и не успел воплотить свою идею, - написать книгу "Инструмент, который воевал".
Историческую часть экспозиции нашего стенда мы посвятили светлой памяти - Ярослава Владимировича Зубкова.
Пожалуй самым ценным экспонатом нашего стенда стал стационарный ремонтный набор от советского дальнего бомбардировщика ДБ-3А, сбитого 15 сентября 1941года в Демянском районе Новгородской области, в километре восточнее деревни Дубки.
"Летом 2011 года поисковым отрядом "Находка" Новгородского поискового объединения "Долина" в окрестностях д. Дубки Демянского р-на Новгородской обл, в болоте, были найдены обломки самолёта времён Великой Отечественной войны. В первые дни работы со дна были подняты части двигателей и фюзеляжа самолёта по которым удалось установить модель машины- советский бомбардировщик ДБ3. Также летом были подняты некоторые личные вещи предположительно стрелка, среди которых сумка с инструментами, которая была завёрнута в солдатскую шинель без погон.
За это время удалось достать со дна болота обломки двух двигателей , простреленный и погнутый винт ,кислородные баллоны, элементы конструкций крыльев и фюзеляжа. По найденным на двигателях номерам в архиве ЦАМО установлена судьба самолёта и его экипажа.
В болоте у д. Дубки найден самолёт ДБ3А №1802041, двигатели № 871517 и 871550 изготовленный на заводе №18 в г.Воронеже в 1939году, который на сентябрь 1941го года состоял в 22ДБАП 51ой ДБАД.
15ого сентября 1941года около 10и часов утра 9 самолётов ДБ3А 22ого дальнебомбардировочного полка вылетевшие с аэродрома под Ярославлем бомбардировали колоны механизированных войск противника прорвавшихся под Демянском. Боевое задание было выполнено , но потеряны 5 из девяти машин . Огромные потери связаны с тем, что бомбардировщики работали без прикрытия истребителей( не вылетали-согласно донесению) , с малой высоты (700метров) и в светлое время суток. Среди сбитых самолётов был и ДБ3А найденный у д.Дубки. Экипаж самолёта ДБ3А № 1802041 состоял из 4 человек.
- Крыленко Иван Тимофеевич 1916 г.р. Мл.лейтенант,ст. лётчик. Уроженец : УССР ,Днепропетровская обл, Павлоградский р-н , С. Булаховка,.кадровый офицер. Пропал безвести 15ого сентября 1941ого года при выполнении боевого задания.
- Волков Борис Алексеевич, сержант, возд.стрелок-радист
1918 г.р., Ивано-Промышленная область (ИПО) Верновицкий район с.Берхуно, мобилизован Верновицким РВК. Пропал безвести 15ого сентября 1941ого года при выполнении боевого задания.
-Штурман самолета Шепелев и второй стрелок Топоров - остались живы и вернулись в часть.
К огромному сожалению, среди обломков машины не обнаружены останки двух пропавших без вести членов экипажа. Возможно, удастся установить судьбу пропавших людей в результате продолжающейся архивной работы и работы с местным населением."
Командир поискового отряда "Находка" Морзунов А.П.
Компания "Дело Техники" выражает благодарность клубу-музею ретротехники "Экипаж" г. Мышкина, и лично Н.В. Лушину за помощь в обеспечение нашего стенда необходимыми экспонатами.